Бодипозитив: от зарождения до наших дней
Идея бодипозитива зародилась в конце 1960-х годов в США как реакция на растущее давление со стороны общества и медиа на соответствие стандартам красоты. В 1969 году в Нью-Йорке была основана Национальная ассоциация за продвижение принятия полных людей (NAAFA), которая стала одной из первых организаций, борющихся за права людей с лишним весом. Основная цель NAAFA заключалась в том, чтобы изменить общественное восприятие и прекратить дискриминацию.
Бодипозитивное движение начало набирать популярность в 1990-е годы и достигло массового признания в 2010-е, благодаря социальным сетям, которые стали местом, где люди могли делиться своими историями, фотографиями и поддерживать друг друга в принятии собственного тела.
Сегодня бодипозитив — это движение, направленное на принятие всех тел, независимо от их размера, формы, цвета, состояния здоровья и других характеристик. Это признание и принятие естественных такие изменений и особенностей, как растяжки, рубцы, дряблость, лишний вес, шрамы, ожоги и прочие уникальные нюансы.
Культура идеального тела
Фитнес-индустрия стремительно развивается с середины ХХ века и продолжает набирать обороты сегодня. Первые модельные стандарты, аэробика, культ красивого тела в поп-клипах 90-х — медиа вместе с социальными платформами и по сей день продолжают популяризировать образы подтянутых, стройных и мускулистых людей. Однако здесь есть крайности: фитнес-блогеры формируют культурные нормы, где стройное и спортивное тело ассоциируется с успехом, дисциплиной и здоровьем. Появляются марафоны, во время которых многие нередко доводят себя до истощения. Наряду с этим возникает вопрос — достаточно ли квалифицированы и компетентны эти инфлюенсеры?
Исследования показывают, что чрезмерное увлечение правильным питанием, постоянное взаимодействие с идеализированными образами в диджитал-реальности и из-за давления на поддержание интенсивного тренировочного режима у пользователей возникают тревожность, компульсивное переедание, дисморфофобия, то есть озабоченность своим внешним видом, а также еще одно интересное расстройство — бигорексия, а именно, навязчивое желание нарастить мышечную массу.
Социальные сети против реальности
Несколько лет назад в соцсетях начали появляться блогеры, пропагандирующие «нормальность» и напоминающие о том, что диджитал-мир отфильтрован. Дана Мерсер, Селеста Барбер, Бри Ленехан и другие подобные инфлюенсеры публикуют посты в формате «до и после», показывая разницу между отредактированными или постановочными изображениями и настоящей жизнью. Например, Селеста Барбер вообще стала известна своими пародиями на фотографии и видео знаменитостей с их гламурными образами. Селеста своим творчеством разоблачает абсурдность эталонов красоты, навязываемых социальными сетями, и демонстрирует, что реальная жизнь далека от идеала. Ее подход не только развлекает, но и служит критическим комментарием к давлению и ожиданиям.
Как найти путь к балансу
Для достижения баланса между бодипозитивом и стремлением к идеальной физической форме важно принимать свое тело таким, какое оно есть, находить радость в движении, быть честными с собой и другими, устанавливать реальные цели, развивать психологическую устойчивость и подходить к любым увиденным рекомендациям критически. За советом мы обратились к ведущему тренеру PMP Герману Семенову.
Тренд на сравнение себя с кем-то — это самое бесполезное занятие. И то, что сделает «модный блогер» в своей соцсети далеко не факт, что сможет сделать другой человек, если посмотрит это. И я не говорю про уровень сложности того или иного элемента, ведь особенности физиологии и уровень подготовки у всех людей разные.
Один из пяти клиентов, приходя на пилатес, показывает мне модного блогера, который висит вниз головой на Кадиллаке и говорит: «хочу так же!». И тут-то мы начинаем разжевывать, что для начала нам надо подготовить тело, а дальше делать сложные элементы. Но если хочется сделать модное фото, то мой принцип прост: из 55 минут тренировки мы 45 минут занимаемся, а 10 минут отводим на фото, выстраивание позы и безопасное сопровождение. Тренды никто не отменит и наша задача, как тренеров, сделать так, чтобы люди осознали возможность выбора между картинкой и реальностью, и понимали, что для достижения результата надо работать. И в целом любой тренд можно применить на себя — было бы желание достигнуть не сию минуту, а пойти в процесс. Ведь некоторые бросают это дело, когда понимают, что надо прилагать усилие.
Тело — это личное дело каждого. Если он готов к изменениям, я всегда помогу: составлю тренировочный план, задам направление по питанию и режиму сна и отдыха. Плюс это индивидуальная работа, где я точно понимаю, без чего человек не сможет обойтись, например, без бокала вина в пятницу за ужином или частых командировок. Понятное дело, я не попрошу для достижения цели убрать вино полностью из жизни или перестать ездить в рабочие поездки. Я подберу такие варианты нагрузок и питания, чтобы можно было достичь результатов, и при этом жить своей жизнью. Работа с клиентом — это всегда всегда взаимоотношения 50 на 50. И если человек готов брать — я буду отдавать. Именно этот поток обмена энергией, опытом, желанием что-то изменить даст результат. Но если человек не готов меняться, то увы, как бы я ни старался, то забрать 100% ответственности я не смогу.
Надо чувствовать клиента и порой услышать или увидеть то, что сразу не получается и не очевидно на первый взгляд. Мы все разные и со своим багажем проблем и жизненных ситуаций. Иногда люди приходят к нам, тренерам, чтобы их услышали, как к психологам. И наша задача — не передавить на начальных этапах тех, кто не готов к этому. Один клиент придет и с первой встречи начнет считать калории в рационе и войдет в режим 3-4 тренировки в неделю. Другому понадобиться время и он начнет с 1 тренировки в неделю, постепенно убирая из рациона какие-либо продукты, если цель касается снижения/набора массы. Плюс надо обозначать на берегу реалистичность целей, которые надо выстраивать, исходя из уровня подготовки, возраста и ограничений. Нагрузка 20-летнего клиента никогда не будет равна нагрузке 50-летнего и наоборот.